Закрыть ... [X]

Переплетенные линии

переплетенные линии Тест «Перепутанные линии» (Тест переплетённых линий) — психологическая методика, направленная на измерение устойчивости и концентрации внимания.


Содержание

История создания

Впервые данный тест был предложен А.Реем в 1958 году. Данный тест представлял собой 16 переплетенных ломанных линий. В 1980 году данная методика была модифицирована К. К. Платоновым.[1] В данной модификации эта методика используется в настоящее время.

Методика «переплетенные линии» направлена на измерение степени устойчивости зрительного внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.

Стимульный материал

Стимульный материал для теста «Перепутанные линии»

Стимульный материал представляет собой 25 перепутанных линий, которые начинаются с левой стороны бланка и заканчиваются с его правой стороны. С левой стороны все линии пронумерованы от 1 до 25. Задачей испытуемого является проследить ход следования каждой линии по порядку и в той клетке, где она заканчивается, указать номер линии. Испытуемому не разрешается использовать вспомогательные средства (такие как карандаш, палец) для прослеживания линии.

Инструкция

Инструкция испытуемому: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т. д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».[2]

Одной из модификаций данной методики является выполнение задания в течение 7 минут. В данном случае фиксируется только количество правильных ответов за установленное время.[3]

Обработка и интерпретация данных

Обработка и интерпретация. При обработке результатов фиксируются такие показатели как: общее затраченное время на выполнение задания (t), число неправильных ответов — ошибок (b). По этим показателям высчитывается коэффициент концентрации (Q) и коэффициент дефицита концентрации (Dk) по следующим формулам:

Q = ( a − b ) ⋅ t a {\displaystyle Q={\frac {(a-b)\cdot t}{a}}} {\displaystyle Q={\frac {(a-b)\cdot t}{a}}}

Где a = 25 — количество линий в бланке, b — количество ошибок (количество неправильно прослеженных линий), t — время, затраченное на выполнения задания, Q — коэффициент концентрации. Показатель дефицита концентрации (Dk) рассчитывается по формуле:

D k = t − Q {\displaystyle Dk=t-Q} {\displaystyle Dk=t-Q}

При отсутствии дефицита внимания Dk будет равен нулю. Данный показатель оценивает, как качественные, так и количественные нарушения произвольного внимания. Высокие показатели Dk свидетельствуют о низкой устойчивости внимания.

Также фиксируется время, за которое испытуемый прослеживает каждые пять линий (с 1 по 5, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25). Показатель темпа выполнения задания даёт возможность судить о влиянии длительной работы, а именно устойчивости концентрационного внимания при длительном выполнении задания.[4]

Применение

Основными сферами применения данного теста является детская психодиагностика; психология спорта; оценка персонала; определение индивидуальных качеств профессионала; оценка безопасности производства. Этот тест может быть использован в оценке динамики функционального состояния работника для оценки влияния трудовой нагрузки на работоспособность субъекта труда. Для этого испытуемый проходит тест «Перепутанные линии» до начала работы, при выполнении работы и после её завершения.

Примечания

  1. В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  2. Платонов К.К. Психологический практикум. Учебное пособие для техникумов. — М.: Высшая школа, 1980. — 165 с.
  3. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты / Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. — Москва: Альма Матер : Академический Проект, 2009 (Йошкар-Ола : Марийский ПИК), 2009. — 532 с.
  4. Чупров Л.Ф Тест переплетенных линий А.Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших школьников (рус.) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - №2, - 2012.. — 2012.

Источник: http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B8


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Ещё статьи по теме: Как пользоваться методикой "Перепутанные линии" для исследования
Поделки из фломастеров фото
Сложные лепестки канзаши
Объемные цветы вязанные крючком схемы
Как связать резинку для носков
Выкройка домика для собаки

Переплетенные линии Переплетенные линии Переплетенные линии Переплетенные линии Переплетенные линии Переплетенные линии

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ